ПРИТЧА О ЮНОМ БУДДЕ

Каждая мировая религия относится к эзотерике по-своему. Как правило – весьма настороженно, с опаской и недоверием. Но это не всегда является свидетельством обскурантизма и мракобесия. Ибо эзотерические практики частенько ведут к пробуждению паранормальных способностей. А сверхъестественные силы, спящие в каждом живом существе, становятся мощным тормозом на духовной дорожке, если человек привязан к мирским забавам и удовольствиям.

Что будет с младенцем, которому подарили огнестрельное оружие и гранаты? Доживет ли он до зрелого возраста? Этого не знает никто. Все может быть как в том смешном детском стишке: «Маленький мальчик нашел пулемет, больше в деревне никто не живет».

Именно поэтому отношение официальных религий к эзотерике и магии столь неоднозначное. Чудотворцы мало способствуют познанию Царства Небесного. И все-таки эзотерика присутствует в любой зарождающейся религии в ее младенческой фазе. Не существует таких религий, которые были лишены мистики.

В христианстве, например, Христос породил две ветви – эзотерическую и экзотерическую – церковь Иоанна и церковь Петра. Одна – для интеллектуалов, другая – для обычных людей. Но к сожалению, в Средние века церковь Иоанна была практически уничтожена инквизицией. На Западе – орденом иезуитов и доминиканцами. На Востоке, на русской земле – иосифлянами, стяжателями, скорее политической, чем религиозной партией Иосифа Волоцкого.

И все же молодой буддизм и раннее христианство имеют некоторые существенные отличия. Дело в том, что буддизм в начале своего становления был религией для интеллектуальных искателей, для элиты. Это изначально эзотерическая доктрина. И, хотя Будда предельно милосерден, его острый ум хорошо понимал, что невозможно создать универсальную религию для миллионов. Нельзя младенцам дать высшую математику. Невозможно не потому, что одолела душевная черствость, а потому, что дети нуждаются в таблице умножения, в чем-то простеньком.

Но так уже случилось, путь Будды со временем привлек к себе многомиллионные массы, произошло то, что сам Гаутама никогда не планировал. Поэтому буддизм стал преимущественно экзотерическим путем к Истине, массовым шествием, неким странным подобием Бхакти-йоги, что для молодого буддизма совершенно немыслимо! А эзотерическая ветвь, так называемый дзен-буддизм, подлинная дорожка, превратилась в малочисленную секту, притулившись под сенью массивного церковного организма.

Но христианство изначально ориентировалось на широкие народные массы, оно является экзотерическим шествием на Небеса. Небольшая элитарная ветвь, эзотерическая церковь Иоанна, с самого начала была очень важной, нужной, но все ж таки дополнительной силой. Именно в этом отличие между двумя могучими мировыми религиями.

Эти простые максимы хорошо поясняет одна поразительная история, которая произошла более двух с половиной тысяч лет назад в древней Индии. Она произошла в тот радостный момент, когда молодой Сиддхартха Гаутама стал просветленным, молодым Буддой. Он шел через джунгли, чтобы порадовать своих друзей, искателей Истины, – подарить им плоды великого откровения, превзошедшего все его ожидания. Но именно в этот момент его дорожка пересеклась с другим молодым человеком – астрологом и хиромантом, шествовавшим из Бенареса. Хиромант окончил многолетний курс обучения и теперь шел домой, чтобы заниматься своим главным бизнесом – ориентированием людей по звездам и знакам судьбы, отпечатанным на ладонях.

Хиромант подошел к мелкой речке, чтобы перейти ее вброд. На прибрежном мелком песке он увидел отпечатки босых ног. Папиллярные линии четко просматривались, поэтому молодой человек решил взглянуть на характер прошедшего человека.

Он не поверил собственным глазам: то были отпечатки стоп Чакравартина – повелителя земли! Этого не могло быть! Это была катастрофа!.. Его душу поразило отчаяние. Ибо Чакравартин, владыка стран и народов, пешком и босиком по джунглям не ходит! Это немыслимо! Самый мудрый правитель приходит раз в тысячи лет, а иногда и миллиона лет недостаточно, чтобы он снизошел на многострадальную землю. Как это возможно: чтобы первые линии, которые он созерцал после учебы, принадлежали самому недоступному человеку в мире подлунном?!

Повелителя земли окружает богатая свита и ослепительные придворные красавицы. Его покой охраняют непобедимые телохранители. Кто посмеет приблизиться к императору мира, прошмыгнув мимо мечей бдительной и строгой охраны? Даже по земле Чакравартин ходит весьма редко, предпочитая полет на небесной колеснице – вимане. И вдруг – отпечатки бродяги, нищего, одинокого человека. Это абсурд! Это тысячу раз невозможно!

Тоска разъела сердце бывшего школяра. Идти домой, чтобы вводить односельчан в заблуждение? О нет! Пусть его обманывали лжеучителя из Бенареса. Пусть! Он, поклонник всемилостивого Вишну, не станет вводить в заблуждение безграмотных земляков. Хиромант снял котомку с дорогими книгами и астрологическими картами и смело швырнул ее в реку. Пусть лженауки изучают местные рыбки. Прочь обман и суеверия!

Идти было некуда. И незачем. Бывший хиромант уныло побрел в том направлении, куда вели стопы таинственного человека. Через некоторое время он увидел сидящего на берегу незнакомца. Таких красивых людей хироманту видеть не приходилось. Но главная привлекательность была даже не в физической красоте. Незнакомца окружала какая-то спокойная, благостная атмосфера. Чем ближе подходил хиромант, тем спокойнее становилось его взволнованное сердце. Атмосфера была необычайно приятной, словно ее пронизывали лучи небесного света, дарящего счастье.

Благоговение заставило преклониться перед возвышенным незнакомцем. А потом хиромант заговорил:
– Кто ты?! Чакравартин в изгнании? Может быть, ты совершаешь паломничество, как саньясин? Неужто меня обучали дураки, не умеющие отличить императора от землепашца?
– Не беспокойся, – ответил молодой Будда, – твои науки вполне справедливы, ты можешь спокойно заниматься своим главным призванием. Чакравартин – это мое прошлое, я был рожден как император. Но недавно все изменилось.
Недоумение обрадованного хироманта вновь заставило его вопрошать:
– Наверное, ты Ангел. Может быть, Божество, снизошедшее на землю? Ты управитель этой планеты. Тебе дано командовать странами и народами. Неописуемо твое обаяние и духовная сила! Чакравартину принадлежит все.
– О нет, – улыбнулся просветленный мудрец. – Теперь я – никто. И нет в этой Вселенной ни одного атома, который мне принадлежит…

Притягательность сделает свое дело. Хиромант станет одним из учеников Будды, разорвет цепь невежества и страданий, чтобы войти в лоно бессмертия. Мучительное колесо Сансары остановит мелочь, которую бы никто не заметил, кроме профессионала – обычные следы на мокром песке безымянной речушки древней Бхарати…

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *