ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ.

Село Коломенское с давних времен было любимым местом отдыха московских князей. Самая знаменитая и красивая постройка в дворцовом селе – церковь Вознесения. С нее начинается недолгая (чуть более ста лет) история шатровых храмов в Московском царстве. А уже в XVII с шатровыми церквями начинают бороться и разрешают шатры только над колокольнями.

В честь рождения наследника

Летописи не сообщают нам о причинах начала строительства церкви Василием III. Историки выдвигают несколько версий. Первая версия – рождение долгожданного наследника, будущего царя Ивана Грозного. Дело в том, что Василий III долго не мог обзавестись потомством. Двадцать лет он ждал ребенка от первой жены, Соломонии Сабуровой. С огромным трудом получил развод, отправив бывшую жену в монастырь. Женился вторым браком на Елене Глинской, но даже с новой женой детей пришлось ждать 4 года. И вот, наконец, в 1530 году появляется долгожданный наследник. Через два года после этого уже освящают новую церковь, прямо в день праздника Вознесения.

Необычные детали

Строили храм итальянские архитекторы. Во внешнем убранстве храма много «нерусских» элементов. Не характерны для русского зодчества пилястры, полуколонны, вимперги.
Даже способ написать дату постройки – выдает иностранцев. На Руси в то время считали время от сотворения мира, а на пилястре дата от рождества Христова -1533. Арабские цифры не употребляли, да и готико-ренессансным шрифтом не пользовались.
Сам мастер свое творение не подписал, но ученые считают автором Петрока Малого.

Небывалое устройство храма

Абсолютно революционной является сама концепция храма, которую не мог создать итальянский архитектор. Здесь очевидно мощное идеологическое влияние митрополита Даниила. И с этим связана вторая версия происхождения храма. В храме нет необходимой алтарной апсиды в восточной стене. И нет свидетельств, что здесь был алтарь и иконостас в первые годы после постройки. Зато в центре восточной галереи размещен большой каменный трон. В действительности все указывает на то, что этот трон является «престолом уготованным» для Второго пришествия Христа. В христианском мире этого события ждали в 1492 году, а после продлили ожидание еще на 77 лет. Таким образом, второго пришествие Спасителя ожидалось не позже 1569 года

В Коломенском ждут Христа

Москва с ее концепцией «Третьего Рима», осознавая себя единственным государством, сохранившим Православие, вовсю готовилась к этим событиям.

В соответствии с христианским преданием, Христос должен был вернуться в то место, откуда он вознесся. Но Елеонская гора в Иерусалиме находилась тогда в составе Османской империи, то есть в нехристианском государстве. Поэтому в Москве решили выбрать свою Елеонскую гору, построить свой храм Вознесения, как в Иерусалиме, и ожидать прихода Мессии.

Как гласит традиция, второй раз Христос должен явиться в виде Царя и судии. И встретить его должен Иоанн-царь. Именно поэтому сына Василия III называют Иоанном, а в дальнейшем впервые в русской истории венчают царем. Все это связано с напряженным ожиданием конца света.

Храм-алтарь

Самое главное новшество в архитектурном облике храма – шатер. Такой шатер мы можем увидеть сегодня в любом православном храме, это навес над алтарем, киворий. Размещая алтарный навес на крыше храма, архитектор превращает в алтарь весь храм целиком. Поэтому в храме и не было алтаря. Алтарь с иконостасом появились позднее, уже в конце XVI – начале XVII века, когда надежды на близкое пришествие Христа угасли.
Маленький размер внутреннего помещения храма связан с тем, что он не рассчитан на посторонних прихожан, его делали для царя и членов его семьи.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *