Существует мнение, что если у человека нет врагов или недоброжелателей, то он еще не утвердился как личность. В жизни почти любого присутствует если не враг, то завистник. Человек это может даже и не подозревать, но иногда присутствие таковых очень даже ощутимо.
Вампиры среди нас.
Наверняка каждый замечал, что общение с различными людьми оказывает на вас неодинаковое воздействие. После разговора с одними повышается настроение, а вот после общения с другими куда-то вдруг деваются силы. Вам становится не просто как-то тяжело на душе, вы физически не можете двигаться. Каждое движение дается с большим трудом. В народе таких людей прозвали «энергетическими вампирами». Они питаются не кровь, а энергией. Высасывают все до капельки.
Как распознать таких недоброжелателей и как от них защититься, если общение неизбежно? Психологи подразделяют «вампиров» на несколько групп и предлагают варианты поведения при беседе с ними.
Вечные страдальцы.
Эти люди всегда жалуются на жизнь, не на свою личную жизнь, а вообще. Внешне кажется, будто у них вечно не проходящая депрессия. Распознать «страдальцев» можно по недовольному выражению лица, которое они не меняют. У них все всегда плохо, вернее, они так говорят, даже если в данный момент у них случается что-то хорошее.
Можно сказать, что это обделенные люди. Они не верят в счастье, пусть даже они счастливы сейчас. Они убеждены, что такое состояние у них скоро пройдет и чему же тут радоваться. Они сами прогоняют счастье. На словах «страдальцы» пытаются доказать, что любви и радости не существует. И то, что происходило когда-то у них, – просто какой-то случайный эпизод их жизни.
С такими людьми надо быть очень осторожными, потому что пессимизм заразен. Трудно приходится друзьям «вечного страдальца». Они выслушивают грустные и нудные речи, мир постепенно начинает терять яркие краски, и вот приятелей настигла та же участь – они окунулись в серый цвет жизни.
Во-первых, не надо принимать все разговоры близко к сердцу и отравлять себе жизнь. «Страдальцы» очень коварны. Они могут искусно уверить, что у вас лично такие же проблемы и радоваться тут нечему.
Во-вторых, бейте таких людей своим оптимизмом. Они очень завистливы, но не бойтесь этого. Не стесняйтесь показывать им своего позитива. «Страдальцы» не переживут вашей радости и сами уменьшат общение с вами. Они поймут, что вы не их жертва, и просто перестанут с вами разговаривать.
Нытики.
У этих людей тоже все плохо, но от «страдальцев» их отличает одно – они не завистливы и не упиваются своими несчастьями. Нытикам нужен человек, который бы их выслушал, а говорить они будут долго. Как правило, и скорость речи у них высокая.
Порою, собеседник сначала вовсе не понимает, что происходит. На него выливается целый ушат негатива. Придя в себя, начинает вспоминать, что все эти грустные истории он уже выслушивал.
В своей речи «нытик» говорит, что вы являетесь единственным человеком, который его понимает по-настоящему. Вы отдушина, потому что после разговора с вами у «нытика» поднимается настроение и становится легче на душе.
К «нытикам» очень легко попасть в зависимость. Человеку же плохо и он спрашивает порцию вашей мудрости, то есть совета. Как же не помочь человеку. Вы начинаете думать, анализировать, погружаться в ненужные тяжелые проблемы чужой жизни. Наконец находите решение, выдаете свой совет и жалеете «нытика».
Со временем он перекинет на вас все личные проблемы. Будет беспокоить телефонными звонками, долго что-то говорить, вам при этом слово не даст. Он будет искать с вами встречи. Все – вы в капкане. Стоит лишь один раз пожалеть «нытика».
После разговора «нытик» успокаивается, а у собеседника болит душа, голова и ноги просто не хотят идти. От таких людей надо избавляться, потому как вскоре вы поймете, что ваши советы ему не нужны и душой за него болели зря.
Старайтесь долго не общаться с такими людьми. Скажите, что вы в цейтноте. Если же вырваться из цепких лап «нытика» не получается, то переходите к плану «Б».
Прямо говорите ему, он, «нытик», советов не слушает, делать со своей проблемой ничего не хочет, и вы ему ничем помочь не можете, потому как это его жизнь, то есть жизнь «нытика». Такой грубый тон, может быть, и расстроит человека, но ненадолго. Горевать сильно он не станет. Он просто найдет себе иную жертву, а вас больше не потревожит. Когда-нибудь при встрече «нытик» спросит, как у вас дела, чего раньше за ним не замечалось.
Подавляющие критики.
Подавляющие, не в смысле, что их большинство. Просто они давят на человека своей грубостью и бестактностью. «Критики» любят утверждать, они никогда не лицемерят и говорят всегда то, что думают. Совсем неважно, что это ранит или обижает их собеседников. Для «критиков» это даже хорошо. Они стараются унизить свою жертву, чтобы на их фоне выглядеть в лучшем свете.
Рядом с таким человеком вы будете всегда плохо и безвкусно одеты. Вы пьете не ту воду, употребляете не ту пищу и дышите не тем воздухом. «Критикам» надо чтобы их уважали, боялись и боготворили. Если они не отравят кого-нибудь своим ядом, их состояние резко ухудшится. Себя, любимых, травить нельзя, поэтому они находят жертву.
Как отвечать «критикам»? Во-первых, повышайте свою самооценку. «Критики» этого боятся. Во-вторых, если вы слышите очередной раз ядовитые словца в свой адрес, просто отвечайте, что вы благодарны за это замечание, а сами делайте так, как считаете необходимым.
В быту избегайте «критиков». На службе – не поддавайтесь их уловкам. Вскоре у них пропадет интерес к вам и они подыщут себе иной объект для издевательств. «Критики» понимают, что многие люди их не любят. Они объясняют это тем, что просто не всем хочется выслушивать правду о себе.
Обвинитель.
Этот тип похож на критика, только явного оскорбления собеседника здесь нет. Чаще всего «обвинители» встречаются на рабочем месте, среди начальства. Их цель – выбить вас из колеи. Они пытаются застать вас врасплох, озадачивая каверзными вопросами, на которые сразу трудно ответить.
После того как «обвинитель» не получает ответа, он переходит к угрозам: вас уволят, вы получите выговор, вы занимаете чужое место в офисе. «Обвинитель» пребывает в победителях, а подчиненный, потеряв рассудок и способность хоть немного сосредоточиться, практически лежит в кресле без сил.
Умейте разговаривать с «обвинителем». Не дайте ему вывести себя из равновесия. После того как вам зададут вопрос, скажите, что через 15 минут, или через другой период времени, вы дадите полный отчет.
Говорите твердым голосом, что решение задачки потребует времени, а у вас другая срочная работа. А еще вы очень рады помочь «обвинителю», но не сейчас, а чуть позже. Выдали свою фразу и работайте себе дальше. Не воспринимайте его грозных речей, которые обязательно последуют, можете даже не сомневаться, проигнорируйте их.
Постоянный потребитель.
Этот тип людей чаще всего встречается среди близких подруг и родственников. У них постоянно что-то случается, а вы родились лишь для того, дабы решать их проблемы и улаживать их неприятности. Для этого вы отказываетесь от путешествия, от вечеринки, не спите ночами и отпрашиваетесь с работы.
«Потребитель» считает, что вы просто обязаны помогать, потому как вам отведена «участь» лучшей подруги. Все усилия, прилагаемые вами, будут недостаточными. «Потребитель» всегда хочет большего. Ему нужны новые жертвы от вас.
Благодарности вы не получите, понимания тоже. «Потребитель» никогда не чувствует себя виноватым, но всегда будто бы беспокоится о вас. Вам же пришлось отказаться от свидания и прийти к несчастной подруге на помощь. Но все это просто слова.
Из плена подруг и родственников надо выбираться, чтобы совсем уж не отравлять себе жизнь. Резать надо по «живому». Простые уговоры и предложения «потребитель» не поймет. Говорите прямо, что подруга требует от вас слишком многого, что у вас тоже существует личная жизнь. Реакция может быть жесткой. «Потребитель» обязательно попытается вселить в вас такое чувство вины, что всю жизнь будете ходить к психологам за консультациями. Так что ведите себя с «потребителем» правильно.
По сути, этому человеку просто не хватает заботы. Это проблема детства: недоласкали, недолюбили. Он пользуется вашей добротой и ему становится легче. Он подчиняет своим потребностям вашу жизнь и энергии у вас становится меньше.
А вы не вампир?
Можете проверить себя, возможно, вы тоже отличаетесь вампиризмом?
1. Вы один из перечисленных психотипов.
2. С вами не хотят общаться: друзья и близкие не отвечают на ваши телефонные звонки и не перезванивают вам. Это значит, что общение им в тягость.
3. Как только вы подходите к коллегам, которые что-то бурно обсуждают, разговоры резко стихают и коллеги превращаются в молчунов.
4. Вы переживаете за своих близких, даете им советы, а они ими не пользуются. Может быть, это вовсе не добрые советы, а поучения, которые надо неукоснительно выполнять.
5. Все события проходят мимо вас. Вы не в курсе, как дела у ваших друзей и родных, хотя и часто им звоните.
6. Люди выходят из помещения, если заходите вы.
Будьте осторожны с «вампирами» и не переходите на их сторону. Тогда вам всегда будут рады, ваши советы станут мудростью дня, а вопросы получат развернутые ответы. Энергия останется в вашем теле, которое будет излучать здоровье и красоту.