Положение тела при молитве.
В каком положении должно пребывать тело в процессе молитвы? Тут, правда, кто-то может спросить: «А причем тут тело? Ведь мы же говорим о духовной жизни, о душе, а тело здесь никаким боком».
Не все так просто. Хотя человек и слагается из тела и души, но это целостное существо. И то, что происходит в душе человека, отражается на его теле. И наоборот. Памятуя о том, с кем мы говорим во время молитвы, мы традиционно молимся стоя. Согласитесь, что будет странным обращаться к Богу, раскинувшись на диване. Все-таки надо подняться, а потом уже начинать разговор с Господом.
Это норма, однако не являющаяся безусловной. У человека может не быть такой возможности – молиться стоя. Желание помолиться может возникнуть, когда он, например, находится в дороге. Тогда можно это делать, сидя в транспорте или на ходу. Чего уж говорить, когда человек лежит больной в постели.
Более того, даже если человек абсолютно здоров, может возникнуть такая ситуация: он помолился стоя, потом лег в постель и продолжил молитвенный разговор с Богом. В этом тоже нет ничего зазорного.
Это мы говорили о случаях, когда в норме присутствует некое послабление. Но ведь норму можно и усилить. В личной молитве это редко используется, практически никогда, а вот во время богослужения вы могли видеть, как священник молится с воздетыми руками. Такое происходит, например, при литургии. Это символ усиленной молитвы. На некоторых иконах Богородицу изображают с молитвенно воздетыми руками. Это символ ее молитвенного предстояния перед Богом за человеческий род.
Можно молиться коленопреклоненно. Это уже очень распространенная ситуация: и дома многие так молятся, и в храме такое случается довольно часто. Мы знаем пример преподобного Серафима Саровского, который на протяжении тысячи дней и ночей молился коленопреклоненно на камне, да еще и с воздетыми руками. Его так и на иконах часто изображают.
Наконец, еще одна ситуация, правда, редкая: человек совсем повергает себя ниц перед Богом. То есть он ложится на живот, крестообразно раскидывая руки, и молится в такой позе. Подобное бывает, например, во время монашеского пострига. Это положение тела выражает глубочайшее сокрушение о грехах, глубочайшую степень покаяния и смирения перед Богом.
Язык молитвы.
С одной стороны, совершенно не имеет значения, на каком языке мы молимся. Мы можем говорить хоть на русском, хоть на эсперанто, хоть на церковнославянском, хоть на английском языке. Господь все равно нас услышит и прекрасно поймет, потому что Он слушает не наши слова, а наше сердце, а оно стучит на общечеловеческом языке.
Но! Для Бога нет разницы, какой язык мы используем при молитве, а вот для нас – есть. Потому что язык – это ключ к сокровищнице того народа, на чьем языке мы общаемся. Например, если мы знаем русский язык, то мы имеем ключ к духовной сокровищнице русского народа, его культуре. Если мы знаем, к примеру, еще и немецкий, значит, мы имеем доступ и к духовной сокровищнице немецкого народа, его культуре. И так далее.
Русская Православная Церковь традиционно и чаще всего молится на церковнославянском языке. Чаще всего, но не всегда. Много народов, населяющих нашу страну, молятся иногда и на своих родных языках. Например, можно быть на богослужении, которое целиком или частично проходит на чувашском, мордовском или татарском языке. Но чаще всего именно на церковнославянском.
Что же это за язык? Во-первых, это язык, специально созданный для молитвы. То есть его не употребляли в быту. Да, при его создании использовался один из диалектов славянского языка, но все-таки это специальный язык для молитв, для богослужений. И в этом отношении он очень удобен.
Во-вторых, создатели церковнославянского языка, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, максимально приблизили его к греческому языку. А что это за язык? Сегодня нам может казаться, что Греция – это какая-то маленькая страна где-то возле Средиземного моря, но на самом деле греческий язык на протяжении многих-многих столетий был языком и международного общения, и культуры, и целой цивилизации того времени.
Александр Македонский объединил огромное количество людей, и на протяжении полутора тысяч лет этот язык являлся господствующим языком целой цивилизации. Все письменные духовные богатства покоренных Александром Великим народов были переведены на греческий язык, в частности, Ветхий Завет. И все то, что впоследствии возникало среди этих народов, либо было сразу на греческом языке, либо тут же переводилось на него. Евангелие практически целиком было написано именно на греческом. То есть это язык оригинала Нового Завета.
Таким образом, создавая церковнославянский язык максимально приближенным к греческому, святые Кирилл и Мефодий сформировали условия, когда можно было без особых потерь перевести на него тот опыт и духовные сокровища всех народов, накопленные за тысячелетия. Фактически это дало возможность славянским народам прикоснуться к опыту великих цивилизаций.
Кроме того, славяне являются христианами уже более тысячи лет, за это время они сами сделали очень серьезный вклад в эту духовную, культурную сокровищницу. И через церковнославянский язык мы имеем к этому доступ. Мы сейчас говорим не о культуре вообще, а именно о духовности, о культуре общения с Богом, о богослужении. На церковнославянский язык были переведены все богослужебные тексты, Священное Писание, Творения святых отцов, Жития святых…
Можно ли это все перевести на русский? Конечно, можно, но это задача нетривиальная. Пожалуй, для этого нужно, чтобы у нас появились переводчики, равные по масштабу братьям Кириллу и Мефодию.
Зачем нужны свечи, лампада и кадило при молитве.
Если вы молитесь, но не зажгли свечку, не затеплили лампадку, у вас не пахнет ладаном, то ничего страшного не произошло, потому что все перечисленное – это лишь внешние принадлежности молитвы. Молитва есть – и это главное. Вот если наоборот: у вас есть эти атрибуты, но нет молитвы, то смысла в этом бы никакого не было.
Начнем со свечей. Свеча – это воск. Воск – это пчелы. Пчелы – это труд. Свеча символизирует собой тот духовный, молитвенный труд, который мы приносим Богу. Кроме того, огонек свечи горячий и светит. Такой же должна быть наша душа, наша вера, она тоже должна быть пламенной, горячей.
Свеча в современной практике – это еще и некая форма пожертвования. Когда вы приходите в церковь, приобретаете свечку, вносите какую-то жертву на храм, то потом эту свечку используете для молитвы: возжигаете ее, ставите перед иконой, молитесь. В общем, вы внесли определенное пожертвование.
Лампада – это примерно то же самое, что и свеча, только в ней используется не воск, а масло. Масло выжимают из разных растений, то есть это некая выжимка. Растения произрастают на земле. Получается, что масло – это нечто лучшее из земного, что мы приносим Господу. Кстати, мы с вами тоже земные, ведь Бог нас из земли создал. Лампада, которая теплится перед иконой, символизирует нашу с вами земную жизнь, посвященную Богу.
Если вы живете христианской жизнью, и у вас есть икона, перед которой горит лампада, то в этом случае смысл в лампаде есть даже без молитвы. Она действительно будет символизировать собой просто вашу жизнь, которая целиком посвящена Всевышнему. Да, может быть, в данный момент времени вы не молитесь, занимаясь, например, какими-то домашними делами, но в принципе вы посвящаете свою деятельность Богу.
Ладан – это смола дерева, куда добавляются еще и ароматические вещества. В общем, это примерно то же самое, что масло в лампаде, но только в твердом состоянии. Ладан кладется на горящие угли в кадиле и при закипании выделяет ароматы, наполняя воздух благовониями.
Обычай использовать лампаду и ладан крайне древний. Еще в Ветхом Завете Господь, рассказывая Моисею, как организовать богослужение, велел возжигать лампады и воскурять ладан. С тех пор, конечно, много что изменилось, в том числе форма богослужения, но многое остается неизменным. Мы нуждаемся в этих внешних элементах молитвы хотя бы потому, что горящая свеча, светящаяся лампада и запах ладана банально помогают нам сосредоточиться на молитве.